Любовь Сивельников

Музыка моего сердца

МУЗЫКА МОЕГО СЕРДЦА

 

Любовь Сивельникова - Музыка моего сердцаКак я благодарна Богу, что одарена этим чудесным состоянием, не покидающим меня никогда. Музыка вошла в мою жизнь, как говорят, с молоком матери. Я везде и во всём слышу красоту звуков природы, быта и музыку человеческих отношений.

Да вот хотя бы сегодня… Пять часов утра. Утро просто заворожило. Читая мысленно молитву, я была поглощена благодатной утренней музыкой. Солистка – полная луна. Она сегодня без изъянов, круглая, парит на серо-голубом фоне утреннего неба, на котором нет ни облачка. Она – царица ночного неба, восседающая гордо и одиноко в пышном облачном кресле, одетая в золотистые тона, и будто поёт гимн природе. Тишина. И только непревзойдённому соловью позволено воспевать её красоту. Пусть этот гимн и звучит недолго, но как же это величественно!

Вот уже на смену ночной царице спешат появиться первые гонцы восходящего на трон царя – солнца, сияющего ещё ярче, чем только что ушедшая луна, гордым видом утверждая о своей значимости. Потихоньку все придворные грядущего дня начинают просыпаться, суетиться. И звучит музыка дня: разноголосье птиц, гул машин, заглушающий всё и вся, голоса людей. Карусель завертелась. Но и в суетной этой карусели я с детских лет слышала пение моей матушки.

Она пела везде: и когда белила дом, и когда готовила обед, а когда садилась на машину, чтобы ехать в поле на работу, я слышала, как подруги просили: «Наташа, запевай!», – и сразу же звучал грудной, громкий голос мамы, мигом сливавшийся с подхватывающими песню голосами подруг. Почти голодные, плохо одетые, но поющие женщины удивляли красотой своих голосов, этим согревая нас – детвору. Спасибо вам, наши мужественные мамы с поющими душами, привившие нам любовь к народным песням. Ваше творчество на национальности никогда не делилось.

Весь сегодняшний день я была во власти воспоминаний. Музыка и я…  Я и музыка. Она звучала и звучит в шелесте листьев или в шуме ветра. Я слышу её постоянно, еле уловимую, она со мной. И не важно, какое время года, ведь музыка всегда разная и зависит, скорее, от состояния души, которое сливается с окружающей природой и звучит в унисон с ней. В такие минуты сожалеешь, что ты не композитор, чтобы передать это половодье чувств. Но судьба мне подарила возможность прикоснуться к музыкальному инструменту.

Я поступила в Ялтинское педучилище. О, радость! Я научилась играть на баяне. Ноты учила, но они почему-то не хотели запоминаться, и я играла на слух с помощью зрительной памяти. Говорят, что такого не бывает: музыка и зрительная память. Однако мне так легче было учить: видела перебор пальцев по баяну, когда показывал учитель, запоминала, а слух не давал сфальшивить. Музыка звучит – и я счастлива. Но ещё счастливее я стала, когда меня на заводе «Продмаш» пригласили в ансамбль «Колорит», услышав прежде моё пение за каким-то застольем. И началось: я считала, что умею петь, и неплохо, а тут руководитель Владимир Иванович Булгаков, сказал:

– Не годится. Так не годится.

– Что «не годится»? – переспросила я.

– Данные у тебя прекрасные, а петь ты не умеешь.

– Это почему? Я же правильно пою…

– Мелодию – да, но где твой грудной голос?

И пошла работа над постановкой голоса, умением держаться на сцене и главное: над отработкой певческого дыхания. Сложная наука: правильно и красиво петь.

– Запомни, – как-то раз сказал мне мой учитель, – ты трудишься, а зритель этого не должен видеть! То есть в лице должна быть только лёгкость, красота пения.

Мы работали над голосом каждый рабочий день в обеденный перерыв. Да, бывали моменты, когда хотелось бросить, однако желание хорошо петь побеждало. И пошли конкурсы, вдобавок к выступлениям на сцене завода.

Самым серьёзным и престижным был конкурс вокалистов в Доме профсоюзов. Проходя мимо репетиционных комнат, я услышала распевки конкурсантов и засомневалась: «Любаша, что ты себе думаешь? Куда ты лезешь? Послушай, как люди поют!» Но отступать было поздно, и я пошла распеваться в комнату, отведённую нам. На сцене я пела два романса: «Ямщик не гони лошадей» Я. Фельдмана и «Нет, не любил он» А. Гуэрчиа. Аккомпанировала мне, как всегда, Леночка Мельничук – светлейший человек, талантливейший музыкант. Без неё я так бы не спела. А пела, говорят, здорово. О своих ощущениях, если честно, не могу сказать ничего вразумительного, потому что всё прошло, как во сне.

Когда на сцене мне вручили диплом Лауреата конкурса вокалистов, я опешила, но и несказанно обрадовалась. На сцене Владимир Иванович мне на ухо шепнул:

– Люб, представляешь, с кем ты соревновалась?

– С кем?

– Да они же все профессиональные музыканты!

– Леночка, Владимир Иванович! Тогда у нас не шестое место, а первое! – воскликнула я.

– Согласны! – ответили они, и мы, счастливые, одновременно рассмеялись.

Я вообще нас называла «трио» – так нераздельно мы жили на сцене. Мне вообще казалось, что они поют со мной. Я очень благодарна судьбе, что в моей жизни были такие светлые музыкальные минуты.

Было и настоящее трио – «Россияночка». Так нас объявляли на сцене, по радио, на телевидении. Галя Зелинская, Люда Гуйванская  и я. Они ростом одинаковые, а я – высокая. Однажды, снимая нас на телевидении, оператор попросил меня снять обувь. Получилось, что девчонки были на каблуках, а я босиком – и таким образом мы чуть-чуть уменьшили большую разницу в росте. Позже наша завклубом Софья Иосифовна Лобак сшила мне концертные тапочки.

Однажды мы были приглашены в Керчь на конкурс: я, как солистка, заводские ребята – квартет и наше трио «Россияночка». Туда мы ехали в маленьком автобусе старого типа. Чувствовался запах бензина и выхлопные газы почему-то частично попадали в салон. Я не переношу подобного типа запахи с детства, и, к тому же, организм получает сильнейшее отравление. Так произошло и в этот раз.

– Люба, тебе плохо? – спросила Софья Иосифовна.

– Да, что-то тошнит и голова болит…

– Так, откройте всё, что можно открыть! – скомандовала она.

В салон поступил свежий воздух, но было уже поздно. Я очень волновалась, как выступлю. Леночки нет с нами – у неё свадьба. Аккомпанировать будет Лариса. Да, она прекрасная пианистка, но со мной ни разу не репетировала. Что и как будет? Потихоньку моё волнение утихало – мне физически становилось жутко плохо.

А когда я вышла из автобуса, началась рвота, затем всё повторилось в здании Дома культуры. Как только я вышла из туалета, меня сразу же пригласили на сцену. Со страшной головной болью и головокружением, со слабостью в ногах, почти как во сне, я вышла на сцену. Лариса стала играть вступление романса «Утро туманное» Абаза. О, Господи! Я запела не в той тональности, в которой играла Лариса. До сих пор не пойму: зачем нужны были такие жертвы? Спела я этот романс от начала до конца, но ни до этого случая, ни после – так плохо не пела. Как в бреду, под жидкие аплодисменты, я ушла со сцены, но меня это не огорчило. Главное, что я «не сошла с дистанции». Найдя место за кулисами, я, обессиленная, прилегла на кучу каких-то плакатов.

– Что с вашей солисткой?! – возмущённо прокричала судья из Симферополя.

– О, Боже! Что с ней? – ещё громче крикнула она, увидев меня, лежащую в концертном платье на пыльных плакатах.

Потом, похоже, я отключилась – никто и ничто меня не интересовало, но недолго. «Так, Люба, надо встать! – мысленно твердила я себе. – Девочки приехали только из-за трио, я же их подведу. Вставай!» – и продолжала лежать.

– Люба, переодевайся прямо здесь, за сценой, я тебе принесла костюм на трио, – сказала Галя.

И тут во мне что-то включилось. Я медленно встала, не спеша переоделась, и вскоре нас объявили. Заиграл баян. Как-будто лекарство потекло по моим жилам. Мы запели. Как мы пели! Я пела свою партию совершенно здоровая. Музыка в моём сердце ликовала! Звуки… Вот они, исцеляющие звуки, вот оно, второе дыхание, как это бывает у спортсменов. Неповторимые минуты – их хотелось продлить. Песня закончилась – зал грохотал аплодисментами. Победа, явная победа! Первое место на конкурсе – я не подвела подруг.

Немедленно мы ушли за кулисы, силы мгновенно покинули меня… Владимир Иванович почти выволок меня на улицу и посадил в автобус, но уезжать было нельзя, так как я теряла сознание. Вызвали скорую. Врачи настаивали на госпитализации здесь, в Керчи.

– Вы её не довезёте, – твердил врач скорой.

Я слышала и не слышала, но точно знаю, что ответила: «Нет, едем домой».

– Значит так, – сказал доктор, – если станет ещё хуже, то положите её в больницу в Феодосии или в Старом Крыму, но я против, надо оставить её в Керчи.

Владимир Иванович сел со мной рядом.

– Люба, возьми у меня энергию, тебе легче станет, – предложил он.

– Не могу брать, я только даю, – тихо ответила я.

– Что будем делать? – спросил он.

– А вы накройте мои ладошки своими и мысленно пошлите свою энергию мне, – попросила я, произнося слова еле слышно.

И – о, чудо! – я почувствовала прилив сил! Как же было велико желание у моего учителя мне помочь – и у него получилось! Ещё около часа я лежала у него на груди, мягкий свитер щекотал мне щёки. «Всё! Я буду жить, и музыка моего сердца будет звучать ещё долго!», – пронеслось у меня в голове.

Жаль, что наступили 90-е годы: заводы начали потихоньку угасать, и первой, конечно же, самодеятельность. Я уволилась, чтобы помогать дочери смотреть за моим внучком в связи с его здоровьем. Целый год я не пела. О ужас, я почувствовала, что не могу без этого. Душа стала плакать – вместо того, чтобы петь. Господь услышал мои молитвы – и произошла случайная встреча. А случайного, как вы понимаете, не бывает. Так я оказалась в ансамбле «Камертон», который меня принял, как родную.

Светлана Николаевна Вереитина, руководитель – солнце нашего коллектива, а мы – её лучики, и все вместе мы несём со сцены людям любовь, переполняющую наши сердца, озвучивая её голосами.

Пишу воспоминания в беседке, вечер заставил включить свет, чтобы дописать начатое утром. Этот вечер особенный. Он увлёк своей неповторимой музыкой, успокоив ушедший суетный день. Дирижёр – матушка-природа – настойчиво, как будто взмахнув дирижёрской палочкой, скомандовала: «Пора!» – и все сверчки моего цветника заиграли своими крылышками: трением крыла о крыло производя стрекочущие звуки на все лады. Днём сверчки-музыканты спят, а с наступлением ночи этот удивительный оркестр природных музыкальных инструментов опять звучит с новой силой. Какая гармония в красоте звучания! Господи, я благодарна тебе за музыку моего сердца, созвучную с музыкой Вселенной!

Любовь Сивельникова

Рекомендуем прочесть
Взгляд со стороны
Л. И. Сивельникова

Сивельникова Любовь Ильинична – крымская детская писательница, член Союза писателей России, Лауреат Премии Автономной Республики Крым (2006, №1603-4/06) в номинации Подробнее

С днем рождения!
С днем рождения!

Друзья Сегодня у Любови Ильиничны Сивельниковой День рождения. Искренне и от души поздравляем ее! С днем рождения Вас поздравляем И Подробнее

3 комментария к “Музыка моего сердца”

  1. Дорогая Любонька! Ещё раз, по -волшебству твоего таланта писать, я вернулась в прошлое. СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! Как чудесно вспоминать эти дни, которые были посвящены музыке, музыке нашего сердца! Ты наша звёздочка тепла, любви, благородства и навсегда останешься такой. Я горжусь тем, что твоё творчество стало и моим в детских песенках. Замечательный сайт! Спасибо организаторам и создателям! Это настоящий кладец творческих произведений детской писательницы Любови Сивельниковой! Желаю всем продолжать творить, искать новые пути
    в искусстве, удивлять своих поклонников замечательными стихами, душевными рассказами, своей любовью к людям, ангелочкам с чистыми душами, нашим детишкам и конечно же, к Великому Русскому Слову! С уважением и любовью Ольга Николаевна Сергеева .

Добавить комментарий для Ольга Сергеева Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *